Наверх
vorle.ru

«Если МЧС нас не вытащит, нам уже никто не поможет»

Режиссер Иван Вдовин и продюсер Юлия Липатова об экстремальных съёмках «Голосов Арктики».

«Если МЧС нас не вытащит, нам уже никто не поможет» 6+

Сегодня во всех кинотеатрах страны в прокат вышел документальный фильм об арктических народах. Мы пообщались с генеральным продюсером фильма – Юлией Липатовой и его режиссёром – Иваном Вдовиным.

О чём фильм по вашему мнению?

Иван (И.): Про путешествие в Заполярье, где мистика, шаманизм смешиваются с современной культурой и технологиями. И это даёт невероятный музыкальный и визуальный коктейль. Это приключение и одновременно погружение в культуру северных народов.

Юлия (Ю.): также это фильм о ценностях, которые есть у каждого человека. Например, о том, что не нужно никогда забывать, кто ты и откуда, где твой дом, где твои корни. Не надо стесняться, даже если ты родился в чуме или маленькой станице. Это не имеет никакого значения. У тебя всегда есть шанс на самореализацию – хоть ты из Москвы или из маленького регионального города.

Как вообще пришла идея фильма, что вдохновило?

И.: Мне кажется, что эта идея пришла, потому что Арктика – совершенно неизученное пространство с точки зрения культуры, она яркая и невероятная. И фильм приоткрывает всю глубину жизни арктических народов.

Ю.: лично меня вдохновила поездка в Нарьян-Мар в ноябре 2021 года, а уже в декабре родилась эта идея. Сначала проект назывался «Звуки Арктики». А потом коллективно приняли решение, что будут «Голоса Арктики» (6+).

Расходится то, что получилось, с тем, что планировалось изначально?

Ю.: Как говорит Иван: «Сценарий документального фильма пишется до, вовремя и после съемок». Потому что все меняется в моменте. Это не игровая история, ты не можешь режиссировать на сто процентов, ты – наблюдатель. Вот наша съёмочная группа и наблюдала. Иногда что-то шло не по плану. Но результат превзошёл ожидания.

И.: да, всё верно про сценарий. Мы представляли в голове одно кино, а сняли другое. И это правильно, потому что хороший документальный фильм должен отличаться от первоначального сценария и плана. Ведь жизнь всегда интересней того, что ты можешь себе представить.

Какой бюджет у фильма?

Ю.: Пока бюджет растёт и растёт (смеется). Скоро прокат и, надеюсь, мы начнем его отбивать. Большой бюджет! Не как у типичного документального кино. А вообще, все привыкли, что документальное кино – это относительно недорогая история, от миллиона до 10 максимум. На самом деле хорошее документальное кино стоит больше 50 миллионов. Надеюсь, это ответ на вопрос.

Где проходили съемки?

Ю.: В трёх регионах – ЯНАО, НАО и Якутия. Но ещё мы выезжали в бескрайнюю тундру, там нет никакого названия, это просто тундра.

И: в каждом регионе мы старались охватить несколько мест. На Ямале – это и Салехард, и Яр-сале, до которого, кстати, можно доехать только по реке за 7-8 часов. 

И какие были сложности?

Ю.: Главная сложность – непредсказуемость Арктики. Регионы абсолютно разные по климату. Если в Якутии было очень холодно в минус 60, даже трескались руки, не хватало воздуха, то в Нарьян-Маре было выше ноля, начал таять лёд. Ещё сложность, для меня как для продюсера – очень творческая команда (смеётся). Иван с Денисом Симачёвым и операторами придумывали какие-то нереальные вещи, которые требовали огромного количества техники, сил, человеческих и материальных ресурсов. Порой мне казалось, что они несут какой-то бред. Но мы садились продюсерской командой и решали, как это сделать. И каким-то чудом команда это выполняла, я очень ими горжусь.

И.: да, сложностей было невероятное количество, они все были связаны с холодом и с отдалённостью точек съемки. Нам приходилось преодолевать тысячи километров на самолёте, потом сотни – на снегоходах, вертолётах, однажды мы чуть не утонули в озере.

А что это за случай с озером?

И.: Мы ехали из Нарьян-Мара в Тундру к оленеводам, нас вели ребята из МЧС. В какой-то момент снегоходы начали буквально тонуть, потому что была плюсовая температура. По идее, должно быть минус 20, а там плюс четыре. И поэтому все пошло не по плану, мы очень долго вязли. Вытаскивали друг друга по очереди, вязли снова. В этот момент я понял, что если даже ребята из МЧС не смогу нас вытащить, нам уже никто не поможет. Но они справились, и мы добрались до точки назначения.

Как работалось в команде?

И.: Идеально. Команда – наше всё. Именно благодаря команде получилось такое кино. Что тоже важно, нас было много по меркам документального кино. Больше 30 человек, но казалось, что сто человек. Это связано с тем, что каждый человек ощущал свою ответственность и делал все за двоих.

Что лично вас больше всего тронуло в жизни арктических народов?

Ю.: Их единство, они счастливы здесь и сейчас. У них все хорошо, они растят детей в своих чумах, учат их языку, а иногда и нескольким языкам, учатся сами, хотя у них порой нет интернета. Они прилетают один раз в месяц в посёлок на вертолете за продуктами, скачивают быстро приложения на телефон, чтобы учить язык. То есть это вопрос желания. У них есть желание образовываться, и в этом вопросе им не важно, где они живут – в Москве или в чуме.

И.: меня удивило, как у них органично переплетается советская культура, постсоветская жизнь и современные технологии со своей аутентичностью. За одним столом они поют песни Высоцкого, устраивают ритуалы, приносят жертвы своим языческим богам и сидят в Тик-Токе. И всё это происходит одновременно!

Почему зритель должен увидеть этот фильм?

Ю.: При всем уважении к коллегам, сейчас в кинотеатрах очень мало интересных фильмов. Иностранных фильмов практически нет, а это значит, что наконец-то талантливые русские режиссёры и продюсеры могут представить свои работы. И их надо поддержать – сходить в кино. А самое главное, что каждый билет – это большой вклад в будущее хорошего документального кино, которое очень похоже на художественное. Документальное кино – это про каждого из нас. Сегодня мы снимаем об Арктике, а завтра приедем в ваш город. То есть вы идёте в кино смотреть на будущее.

И.: потому что зритель такого кино ещё никогда в жизни не смотрел, я вам обещаю. Путешествие, в которое он отправится, запомнится ему на всю жизнь.

Какие планы на творческое будущее? Планируете ещё подобные фильмы?

Ю.: Да, планируем подобные фильмы. Вера, наш редактор и продюсер, очень просит сделать фильм «Голоса Мальдив» (смеётся), вот думаю её послушать.

И.: планов много. Но снимать то же самое мы точно не будем, зачем повторяться. Надо удивлять себя и зрителя. Пока рассказывать об этом рано. И, как говорится, экран покажет.

Посмотреть «Голоса Арктики» можно в любом кинотеатре города. Впереди выходные, чем не повод отправиться в арктическое путешествие?

Брянский городской портал vBryanske.com – информационный партнёр фильма. Все самые интересные и свежие новости у нас. 

10 Обсудить vk 5 Обсудить telegram

Хотите читать наши новости раньше всех?

Новости из приоритетных источников показываются на сайте Яндекс.Новостей выше других

Добавить
Печать


Последние новости

Яндекс.Директ



подписка