Наверх
vorle.ru

В Липецк «приехал» Сальвадор Дали

Культура

Выставка работ гениального испанского художника открылась вчера в Липецком областном краеведческом музее.

Липчане ознакомятся со скультурными и графическими произведениями великого испанца, которые из своей частной коллекции представил российский коллекционер Александр Шадрин.

А.Шадрин : Уверяю вас, этот Дали  - самый настоящий...Начиная с 1994 года, он организовал и провел показ по городам России выставочные проекты, которые познакомили россиян с творчеством Михаила Шемякина, Эрнста Неизвестного, Ильи Кабакова, Олега Целкова, Анатолия Зверева и других ярких представителей нонконформизма. В следующем проекте «Шедевры графики XX века» были показаны графические работы Пикассо, Шагала, Клее, Миро, Кандинского, Матисса.

Шедевры Сальвадора Дали (скульптура, графика) - это проект Александра Шадрина, на подготовку которого ушло долгих 8 лет. Подготовка проекта началась в августе 1998 года в Москве и закончилась подписанием договора в 2006 году в парижском музее Сальвадора Дали. Все шедевры Сальвадора Дали стали собственностью Александра Шадрина и составили крупнейшую частную коллекцию работ С. Дали в мире.

Открывая выставку, владелец шедевров подробно рассказал всем присутствующим о произведениях, представленных в экспозиции.

- Я очень рад, что произведения Сальвадора Дали экспонируются в Липецке, - заявил Александр Шадрин. - Не каждый человек может поехать в Испанию, а выставленная в ЛОКМ коллекция работ позволит всем желающим насладиться подлинными работами гения сюрреализма.

Выставка «Шедевры Сальвадора Дали (скульптура, графика)» продлится до 12 апреля 2008 года.

Наша справка:

Сальвадор Дали - гениальный испанский художник, родился 11 мая 1904 года в Фигей-расе. Стал самым ярким представителем сюрреализма. Создал множество оригинальных живописных, графических, скульптурных работ, разработал новые направления в дизайне мебели и архитектуре. Умер 23 января 1989 года в Фигейрасе. Похоронен в музее-театре Сальвадора Дали.

Работы, представленные в данной коллекции, создавались Сальвадором Дали с 1968 по 1984 года. Шедевром коллекции является литография «Женщины-цветы», которую Сальвадор Дали создал, оформляя балет «Тристан и Изольда» для Метрополитен-опера, в Нью-Йорке. Началась вторая мировая война и премьеру балета отложили, но декорации и костюмы, созданные Сальвадором Дали, получили самостоятельное существование.

Дали так описывал свою работу:

Сальвадор Дали. Женщины цветы. 1970г. литография.51х68см.Женщины - это прекрасные цветы, в которых одновременно присутствует несколько начал. Слева у женского образа изображены многочисленные рыбьи хвосты, справа кошачьи хвосты, поддерживаемые подпорками, которые опираются на женские ноги. Рыба - символ Иисуса Христа, т.е. божественное, святое начало в женщинах.

Кошачьи хвосты символизируют кошек, т.е. темное, демоническое и сексуальное начало, которое приписывают кошкам, с которыми часто сравнивают женщин. Женская святость и женская сексуальность полностью зависят от самой женщины, но если не будет мужской поддержки, изображенной в многочисленных подпорках, то женщина не проявит эти свои лучшие качества.

На святой стороне можно увидеть только рыбьи хвосты, на сексуальной стороне, внизу присутствует один рыбий хвост, который освещает демоническое и сексуальное начало в женщине. Многочисленные шипы символизируют, что если мужчина желает иметь женщину прекрасную как роза, то он должен терпеть женские слабости, капризы и другие шипы женского характера. Отдельное самостоятельное направление, изображенные Дали шипы, повязки, ошейники, получили в секс-индустрии, но для Дали это было уже не интересно.

На женской голове можно увидеть символ с лучами, внизу этот символ увеличен и лучи становятся змеями. Это голова Медузы Горгоны, она символизирует, что когда мужчина смотрит на прекрасные женские ножки, он столбенеет, каменеет гораздо больше, чем когда он смотрит на прекрасное женское лицо. С правой стороны под символами кошачьих хвостов у женских ног можно увидеть маленькие фигурки мужчин, которые стоят на полусогнутых ногах, молятся и сгорают в огне страсти по божественным и сексуальным женщинам. Так Дали иллюстрирует то, что сексуальное начало в женщинах для мужчин гораздо интереснее, чем святое. Это одна из немногих работ, которую С.Дали подписал Гала - Сальвадор Дали в благодарность за то, что она сделала из него мужчину - значит человека. В 1977 году Дали передает эту работу в фонд «Мир Дали», а далее она попадает в Россию.

Литографии из серии «Ангельский цикл», на основе сюжетов которого созданы витражи в музее Дали в Фигейрасе, художник отказался комментировать, мотивируя тем, что он может изображать божественные видения, но не пояснять их. Графические работы из цикла «Человеческие пороки», иллюстрирующие произведение Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль» - созданы Дали в такой сюрреалистической манере, что вызывают отвращения к этим омерзительным порокам.

Сальвадор Дали. Жадность. 1973 г. Литография.76х56 см.. Сальвадор Дали. Жираф в огне. 1973 г. литография.65х48 см.

При иллюстрации басен средневекового французского писателя Лафонтена Сальвадор Дали использует технику акварели, чтобы показать с одной стороны нереальность, размытость, сказочность сюжетов, с другой стороны, пропечатывая черной краской контуры изображаемых персонажей. Дали указывает на их переход из мира мифов в реальный мир геральдических символов. В серии витражей изображены чисто Далинианские сюжеты: «Горящий жираф», «Слон-цапля» и другие фантастические образы. 

Сальвадор Дали. Мужчина, целующий туфлю.

«Мужчина, целующий туфлю»  - работа из серии «Венера в мехах». Здесь - поклонение женщине. Признание её главенствующего положениия, её сексуальной власти на мужчиной. Женщина - Вселенная. Особенность работы в том, что автор, создавая её, прописал на лбу изображённого мужчины поры, которые видны только при большом увеличении. 

В скульптуру «Почтение Ньютону» Дали вложил глубочайший смысл. Художник удаляет у скульптурного изображения мозг и внутренности, то есть он лишает Ньютона права мыслить и чувствовать. Но это делает не Дали-художник, а все человечество, которое лишает ученого права на любые мысли и чувства, кроме закона всемирного тяготения. Дали доводит до нас через образ Ньютона чисто потребительское отношение к человеческой личности, которым страдает все человечество. Гений художника призывает нас воспринимать человека таким, какой он есть с его слабостями и достоинствами.

Особый интерес представляют скульптуры, созданные Сальвадором Дали. Они в объемном форме отображают фантазии великого каталонца. «Танцующее время», «Протекшее время» - эти образы вдохновили творчество тысяч других художников. Дали считал, что настоящее, прошлое и будущее время существуют одновременно, но не все могут их увидеть. А его танец времени наглядно показывает реальность, которую мы не всегда можем воспринимать в действительности. Далинианский слон трубит от радости, что он представляет собой не только символ богатства и успеха, но и символ грациозности.  

Сальвадор Дали. Женщина в огне. Сальвадор Дали. Лошадь, осёдланная временем.

В скульптурах «Женщина в огне», «Космическая Венера» и «Лошадь, оседланная временем» художник выразил свое восприятие женщины как основы вселенной.

«Женщина в огне» отражает противоречивый и сложный женский мир, каким его чувствовал Дали. Вытянутая вперед рука с поднятой ладонью показывает «нет», но в движении головы мы видим ожидание, означающее то, что женщина сама до конца не знает, чего она хочет, но она ждет такого предложения, которое бы ее устроило. Многочисленные ящики с женскими секретами находятся на левой, женской стороне. Один из них, с двумя замками, мужчины уже исследовали, открыли; остальные же еще только предстоит исследовать. Художник показывает, что в женщине столько секретов, сколько их найдет и откроет мужчина. Пламя страсти снизу поднимается вверх. Оно такой силы, что если бы не подпорки, то женщина бы не выдержала и сломалась из-за своих страстей. Все подпорки опираются на кошачьи хвосты, символизирующие женскую сексуальность. Дали сознательно не создает у скульптуры четко вылепленного лица он заставляет женщин, если они желают, войти в этот прекрасный образ.

Сальвадор Дали, Космическая Венера.Показывая космическую сущность женщины, Дали разрезает скульптуру пополам, создавая эффект невесомости, воздушности объекта. Яйцо символизирует, что внутри любой женщины находится целый мир, космос, который она может сотворить. Широкие плечи Космической Венеры утверждают, что не Атлант, а женщина держит небосвод и космос на своих широченных плечах. Время протекает, показывая, что космическая женская красота времена, тленна и она исчезает, заставляя ценить тот краткий миг женской привлекательности и красоты, который Бог и вселенная дает женщине. 

Полностью покрытый позолотой скульптурный образ лошади, оседланной временем, которая в последнем рывке встает на дыбы и пытается сделать рывок, но груз времени' сковавший тело, не позволяет молодой душе как прежде развиться во вселенной.

По утверждению Александра Шадрина - именно этой скульптурой Сальвадор Дали хотел показать то, что станет с любой женщиной в конце жизни... 

Печать

Последние новости

Яндекс.Директ



подписка