Наверх
vorle.ru

Что нового в орловской творческой "Среде"?

Культура

В доме-музее Леонида Андреева спустя почти столетие дан старт для встреч современной творческой интеллигенции города. Известно, что в начале прошлого века многие произведения Бунина, Телешева, Серафимовича, Чехова, Короленко, Горького, Куприна, и, конечно, самого Леонида Андреева, увидели свет и получили признание. Приживется ли эта традиция в наше время?

Леонид Андреев провел на 2-ой Пушкарной целых 17 лет своей жизни в доме, построенном его отцом по собственному проекту. Это - родной дом писателя. Героев своих первых рассказов он увидел на орловских улицах. Здесь же с 1901 года стали проходить первые заседания по средам. Почему их решили возродить только сейчас? Дело в том, что этот год юбилейный во многих отношениях: 140 лет со дня рождения писателя Леонида Андреева, 20-летие его музея, 110 лет с момента выхода его первого сборника рассказов, которому помогли увидеть свет участники литературно-художественного кружка "Среда". В 1900 году Леонид Андреев принес на первый кружок рассказ "Молчание", его высоко оценил Горький. И начинающему писателю предложили помощь в издании рассказа. Сразу же первый сборник поставил его в один ряд с мастерами слова, известными в то время. Он разошелся немыслимым по тем временам тиражом - 50 тысяч экземпляров. Почти все свои произведения Леонид Андреев выносил на суд кружка "Среды" и считал, что ни одно произведение не увидит свет, если не пройдет через участников этого кружка. На своей квартире в Петербурге он провел несколько подобных заседаний.

"Открытие "сред" в Орле в доме Леонида Андреева — это попытка собрать творческую интеллигенцию в одном месте, мы надеемся, что круг наших друзей будет расширятся. Это могут быть все те, кого волнует современное искусство и литература, - сказала на открытии директор дома-музея Леонида Андреева Татьяна Полушина. - В прошлом в кружке участвовали братья Бунины, Телешев, Серафимович, Чехов, Короленко, Горький, Куприн, из не писателей — Шаляпин, артисты художественного театра. Они показывали в кружке свои новые произведение, кстати, главным правилом было говорить правду, а главным требованием — не обижаться на критику. Последняя такая встреча прошла в 1916 году, то есть 95 лет назад — снова юбилейная дата!"

Интересно, что новенького будет на современных "средах" и приживется ли эта традиция в наши дни? Те, кто пришел на открытие "Среды", полагают, что подобные встречи станут не просто регулярными, но и получат широкую известность. Тем более, что представить на суд орловской творческой интеллегенции можно будет не только свои литературные работы, но и театральное, актерское, музыкальное, публицистическое творчество, а также, к примеру, фотографии или пробы в кинематографе или, может, в анимации? Конечно, слово судить меньше всего подходит для таких встреч. Ведь проходить они будут в одном из самых теплых и "домашних" музеев города, а это означает, что и критика, какой бы непредсказуемой она ни оказалась, будет проходить, что называется, за семейным столом. По крайней мере, открытие прошло под интересное музыкальное сопровождение — романсы на произведения Шуберта, а также песни на стихи орловских поэтов под баян и гитару. Кроме того, уже в этот же день прозвучали стихи и рассказы, которые, конечно, комментировать никто не взялся, поскольку открытие есть открытие.

Да, возвращаясь к Андрееву, любопытно припомнить, что на его литературно-художественных "средах" существовало еще одно негласное правило: всем активным его участникам давали прозвища в соответствие с названиями московских улиц, переулков и площадей. Это называлось "давать адреса". Например, Шаляпин был Разгуляй, старший Бунин, работавший всю жизнь по разным редакциям, был Старогазетный переулок, а младший, отчасти за худобу, отчасти за острословие назывался Живодерка, Серафимович за свою лысину получил "адрес" Кудрино, Куприн за пристрастием к лошадям и цирку — Конная площадь. Андреева, кстати, назвали Большой новопроектированный переулок, но он очень просил переменить "адрес". "Мало я вам про покойников писал?! У меня что ни рассказ, то два-три покойника. Дайте мне адрес Ваганьково", - говорил он. А вот какие "адреса" получат наши современники, станет ясно на последующих встречах, которые будут проходить раз в квартал.

Печать

Последние новости

Яндекс.Директ



подписка