Воспитание и труд все перетрут
Совфед и Минобрнауки обеспокоило частичное присутствие либо полное отсутствие трудовой дисциплины в школах, садах и других учебных учреждениях. Прививать любовь у подрастающего поколения к наведению порядка начнут с введения самого понятия "трудовое воспитание" в законе "Об образовании РФ". Соответствующие поправки внесены на рассмотрение в Госдуму.
Когда-то дежурства по уборке классной аудитории или по столовой в школах было нормой. Сегодня в большей части образовательных учреждений эти функции выполняет технический персонал. Дети превращаются в потребителей — это явление заставило сенаторов Виктора Кресса и Александра Волкова выступить с инициативой вернуть трудовое воспитание. Под этим понятием подразумевается процесс организации трудовой деятельности учащихся, призванный сформировать у детей навыки и добросовестное отношение к работе, желание достигать высоких результатов. Ранее с этим же предложением выступала глава Минобрнауки Ольга Васильева.
Трудовое воспитание в СССР и сегодня
Трудовое воспитание во времена Советского Союза было не просто образовательной концепцией, а настоящим брендом. Масштабы вовлечения молодежи в трудовую жизнь были самыми разными, начиная от мастерских, где трудовик учил делать табуретки и скворечники, и заканчивая строительством знаменитого БАМа. Во времена молодости наших бабушек и дедушек, мам и пап инициатива в исполнении трудовых задач исходила не от учителей, а от пионерских и студенческих отрядов. В практике воспитательной работы использовался труд нескольких направлений: помощь народному хозяйству (уборка урожая, сбор металлолома и макулатуры), охрана природы и озеленение города, села, помощь инвалидам и пенсионерам (тимуровское движение).
Сегодня такая работа несет добровольный или волонтерский характер, однако что-то дошло и до наших дней, например, субботники.
В спорах о возвращении трудового воспитания находятся и такие правозащитники, которые утверждают, что это эксплуатация детского труда и нарушение Конституции.
Алла Волкова, финалист Всероссийского конкурса "Учитель года России — 2015", педагог по физике и информатике:
- Не вижу в этом ничего плохого или противоречащего закону, если физический труд не представляет угрозы для здоровья ребенка. В нашей школе, как и во многих других, остается дежурство по классу. Да, полы теперь они не моют, но с удовольствием остаются после уроков, чтобы протереть парты, доску или полить цветы. Я говорю с удовольствием, потому что, действительно, вижу как классный руководитель - большинству ребят это нравится. Иногда бывает и так, что дети занимаются наведением порядка только в школе – дома с них таких обязанностей не требуют. Получаются, что именно здесь ребята учатся и тому, как правильно выжимать тряпку.
Есть еще один нюанс – на субботники мы выходим с письменного разрешения каждого из родителей. В моей практике еще не было случаев, чтобы мамы и папы отказывались отпускать своего ребенка на уборку территории. Ведь такие мероприятия не только помогают благоустройству, но объединяют коллектив.
Что касается уроков технологии, их не так много, но они есть в образовательной программе. С 5 по 8 классы они регламентированы государством, при этом количество часов назначается по усмотрению руководства школы. Отмечу, что в сельских школах я видела мастерские, в которых занимаются и старшеклассники. Мой папа – учитель технологии, он рассказывает мальчикам, как работать с древесиной и металлом. Однако в последнее время технология "ушла" в сторону информатизации и роботизации, то есть детей теперь учат конструированию и проектированию с помощью специальных наборов.
Хотите читать наши новости раньше всех?
Новости из приоритетных источников показываются на сайте Яндекс.Новостей выше других
Добавить