Наверх
vorle.ru

ЕГЭ: быть или не быть?

Образование

Настоящее и будущее самого противоречивого российского экзамена.

Министр образования и науки Дмитрий Ливанов

Ох, и навел шороху в этом году Единый государственный экзамен... Началось все в начале июня, когда было обнаружено, что экзаменационные ответы каким-то образом были выставлены на всеобщее обозрение в социальные сети. Последовало ожидаемое общественное возмущение и огромная порция критических стрел в адрес ЕГЭ. В итоге разместивших ответы школьников вычислили и сняли с дистанции. Следующим сюрпризом от ЕГЭ стали его результаты...

ЕГЭ-2013 выдалось самым скандальным

В некоторых регионах нашей страны показатели сдавших были настолько впечатляющими, что на это обратили внимание чиновники Рособрнадзора. После проверок оказалось, что многие инспекторы выполняли свои обязанности не совсем честно. Одни приписывали лишние балы, другие выполняли задания за школьника, а третьи просто оценивали задания, которых нет в работе. Министерство образования прореагировало крайне жестко, пообещав организовать несколько проверок и наказать виновных. А в обществе в очередной раз возникла дискуссия по поводу нужности или ненужности ЕГЭ.

Как прошел единый экзамены в городах ЦФО? И есть ли будущее у самого противоречивого в в истории нашей страны школьного экзамена? В этих вопросах разбирались корреспонденты ИА vRossii.ru.

Для начала отправимся путешествие по городам Центрального федерального округа и оценим результаты прошедших экзаменов.

Белгородские выпускники хорошо знают русский язык

Белгородская область

В нынешнем году экзамен по русскому языку сдавали 9 186 белгородских одиннадцатиклассников. Не перешагнули минимальный порог 204 ученика, из них более половины - выпускники вечерних школ, прошлых лет, обучающиеся СПО. Лучше всего на Белгородчине знают "великий и могучий". На экзаменах по русскому языку 23 выпускника получили 100 балов. А 647 учеников набрали свыше 90 балов. А вот историю белгородцы стали сдавать хуже. Если в прошлом году по итогам экзамена было вычислено два «стобальника», то по итогам этого года — ни одного.

В Курске насчитали 44 стобальника

Курская область

В Курске после подведения итогов насчитали 44 стобальные работы. А не перешагнули минимальный барьер 988 школьников. Не обошлось и без нарушений. "По имеющейся у нас информации, трое школьников во время ЕГЭ воспользовались мобильными телефонами. Один случай зафиксирован в Рыльском районе, два - в Железногорске. При этом один из учеников пошел на нарушение несмотря на то, что в прошлом году он уже не сдал ЕГЭ", - рассказали в комитете образования и науки Курской области.

Александр Шатохин

Орловская область

Обошли стороной скандалы Орловскую область. Как сообщает пресс-центр местной администрации, проверки серьезных нарушений не выявили. На сегодняшний день в регионе ЕГЭ сдали 4028 человек, из которых 73 набрали высшие балы по разным предметам, шесть из них получили 100 баллов сразу по нескольким предметам. Не перешагнули минимальный барьер 293 школьника. "В Орле ЕГЭ прошел без нарушения закона. В целом, школьники показали лучшие результаты, чем в предыдущие годы. В СМИ было много разговоров о покупке результатов ЕГЭ, подозрительно высоких баллах. В Орле публикации вопросов и ответов не зарегистрировано! Высокие результаты наших школьников показывают уровень их подготовки. Большинство учеников, которые получили 100 баллов – участники и победители олимпиад различного уровня", - рассказал корреспонденту ИА vRossii.ru начальник управления образования администрации города Орла Александр Шатохин.

В Липецке лучше сдают профильные предметы

Липецкая область

В Липецкой области ЕГЭ на 100 балов написали 48 человек. Минимальный барьер не прошли 1063 школьника. "Ребята стали лучше сдавать профильные предметы - биологию, иностранные языки, географию и тд. Объясняется это тем, что выпускники, выбирая данные дисциплины, подходят к подготовке осознанно и мотивированно. Понятно, что есть и обиды и недовольства. Много вопросов возникает относительно части С. Написанный от руки текст копируется и попадает на стол двум независимым экспертам, каждый из них выставляет свою оценку. Бывает, что их решение разнится: если эта разница составляет 1 балл, то общий результат выносится в пользу ребенка, но если разница равна 2 и более баллам, привлекается третье лицо. Этот эксперт и определяет окончательно судьбу выпускника. Таких случаев у нас крайне мало, как правило, они возникают при оценке сочинений и эссе по гуманитарным предметам, здесь присутствует некая доля субъективизма", - рассказал корреспонденту ИА vRossii.ru директор Г(О)БУ ЦМОКО Сергей Жданов.

Владимир Оборотов

Брянска область

Николай Колпачков

Итоги ЕГЭ на Брянщине в этом году превзошли все ожидания. В ходе проверки результатов было выявлено 263 стобальные работы. В течение июня на результаты экзамена на Брянщине обращали внимание чиновники Рособрнадзора и лично министр образования и науки Дмитрий Ливанов. В то же время в местном департаменте образования сообщили, что экзамены проводились в строгом соответствии с приказами и постановлениями Министерства образования и науки Российской Федерации. По словам руководителя департамента Владимира Оборотова, нарушениями в ходе экзаменов стали факты наличия и использования средств мобильной связи. Результаты пяти нарушителей были аннулированы. Также на территории Брянской области выявлено три факта опубликования КИМ в сети Интернет участниками ЕГЭ по математике. По указанным фактам проведены расследования, виновные лица привлечены к ответственности.

Смоленская область

Смоленский департамент образования сообщил нам о незначительных нарушениях. "Два смоленских выпускника попались во время сдачи ЕГЭ с мобильным телефоном. Первый - на ЕГЭ по русскому языку, без отметки по которому нельзя получить аттестат. Второй - на экзамене по информатике. Этот предмет не является обязательным, и получить документ о среднем образовании будет можно. В соответствии с Кодексом об административных правонарушениях РФ и с установленным порядком за использование мобильных телефонов учащихся удалили из аудиторий. В их отношении составили административные протоколы, которые переданы в суд для решения вопроса о взыскании штрафа в размере пяти тысяч рублей. Подобные случаи уже были на Смоленщине в предыдущие годы. Правда, на практике все проходило не так строго. Бывали случаи, когда Государственная экзаменационная комиссия давала возможность пересдать ЕГЭ сразу, в том же году", - отметил первый заместитель начальника департамента по образованию, науке и делам молодежи Николай Колпачков.

На сто баллов написали ЕГЭ 49 учеников. 1002 смоленских школьника не прошли аттестацию.

Мнения независимых экспертов

В стане независимых экспертов в отношении единого государственного экзамена нет единого мнения. Кто-то категорически против этого экзамена, а кто-то, наоборот, поддерживает ЕГЭ. Наш опрос подтверждает это.

Светлана Александровна, кандидат филологических наук, преподаватель вуза из Белгорода:

- Реформы в этой области просто необходимы. Система, которая существует в данный момент, нежизнеспособна. Во-первых, ЕГЭ убивает творческое начало в подростке: нет поля для реализации, идет нацеленность на жесткие, однобокие ответы. Во-вторых, даются спорные ответы, то есть могут быть верными два варианта, о надо выбрать только один. Вот и приходится будущему абитуриенту заучивать конкретные ответы. Еще один момент: получается, что тем людям, у которых высокий бал, нет нужды идти в университет. Что они будут там делать, ведь у них уже очень высокий уровень знаний? Например, зачем им учить в вузе иностранный язык с нуля, если они и так его знают почти в совершенстве. Получается, что требования крайне высокие. Кажется, что программу ЕГЭ разрабатывают люди, которые сами очень далеки от школьных предметов и процесса обучения. Например, некоторые задания может решить даже не каждый преподаватель, что уж говорить о подростках.

Артур Чубур, кандидат исторических наук, доцент, профессор РАЕ из Брянска:

- Полагаю, что слив информации в сеть был организован в самих властных структурах и направлен на торпедирование Ливанова и его окружения. Что с такими сливами делать? В сети с этим бороться проще всего: широко вывешивать под видом слива заведомо неверные ответы. Итальянский способ хранения секретной информации: все на виду, но попробуй найди где правда. И, как говорится, кто воспользовался - я не виноват. Сами в интернет полезли, а не в голову. Далее - написание ЕГЭ массово на невероятно высокие баллы? Понятно, что большую часть работ писали не ученики, а подставные лица. Это банальная коррупция. Жаль что при отмене таких результатов пострадают и реально талантливые дети, но пускать в вузы вал бракованной педпродукции с красивыми аттестатами недопустимо. Весь этот учительский брак потом приходится доводить до кондиции нам - а количество часов на каждую дисциплину в вузах и так урезано чрезмерно: если тратить время на внедрение в митрофанушек не полученных ими в школе базовых знаний - не будет возможности полноценно дать высшее образование нормальной думающей молодежи. Хотя замечу, лично на меня первый курс, набранный в 2012 году произвел весьма позитивное впечатление, не считая случайных отклонений. Низкий поклон их учителям истории. Главное: ЕГЭ категорически нельзя отменять, как этого требуют некоторые люди, сами ни разу не попробовавшие написать тест, но убежденные, что это нечто страшное, или считающие, что это некая злонамеренная американизация. Так вот: стандартизованный американский тест - это нечто типа нашего ЕГЭ без части С или максимум до С2. Наш ЕГЭ все же несколько более интеллектуален. Однако нужно продумать жесткие меры, не допускающие написания тестов не учениками, или сдачи ЕГЭ не в своей школе, что процветает на том же Кавказе.

Наталья Ковтонюк, завуч по воспитательной работе, учитель истории лицея №6 г. Курска:

- Курская область была одной из первой, где проходила первоначальная апробация ЕГЭ. Я участвовала в первых экзаменах, которые показали свою эффективность и на тот момент были достаточно проработанными. На первых порах, когда только ЕГЭ начинали сдавать выпускники школ, еще не были известны пути обхода, получения результатов (до начала сдачи) контрольных материалов. Постепенно все приспособились и в последнее время ЕГЭ начало дискредитировать себя. Это показали результаты сдачи единого госэкзамена в прошлом и этом году. Вводятся различные запреты, но они, как правило, не действуют. Так, сдающим предлагают отдать мобильные телефоны. Дети один аппарат сдают, а второй остается у них. Проверить школьников никто не может, вот они и проносят телефоны на экзамен. Что касается появления в Интернете ответов, то здесь наказывать нужно не только тех, кто сдавал и, сфотографировав ответы, выложил их в сеть, но и тех, кто позволил это сделать. Ведь без ведома учителей, которые присутствуют на сдаче ЕГЭ, это сделать вряд ли возможно. Не исключено, что появление в Интернете ответов за несколько часов до начала экзамена связано с утечкой информации из центра. Можно предположить, что кто-то на этом старается заработать. А вот во время "второй волны" сдачи ЕГЭ в этом году с 15 июня, ни одного ответа в Интернете не было. Так, в Курске на сдачу ЕГЭ, который проходил в одном из лицеев, принесли специальное устройство, которое блокировала работу мобильных телефонов. Оно показало свою эффективность. Мое мнение, что нужно усовершенствовать систему сохранения информации, проверять людей, которых допускают к ней, а также ужесточить законодательную ответственность не только в отношении тех, кто выложил в Интернет ответы досрочно, но и тех, кто это допустил. А само ЕГЭ отменять не стоит. Это шанс получить высшее образование у ребят, которые живут в многодетных и малообеспеченных семьях. Если отменят ЕГЭ, то это может только увеличить коррумпированность некоторых учителей, школы.

P.S. После завершения экзаменационной компании глава Рособрнадзора Иван Муравьев подал в отставку. Впрочем, министерство образования отменять ЕГЭ пока не собирается. Остается надеяться, что в следующем году скандалов, связанных с экзаменом будет меньше...

Печать

Последние новости

Яндекс.Директ