Наверх
vorle.ru

Парламент должен стать авторитетной площадкой для диалога

Региональный законодатель

Программной стала речь председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Сергея Нарышкина на пленарном заседании 14 марта 2012. Он первый спикер российского парламента, обозначивший задачи, которые депутатам придется решать не только для исполнения наказов избирателей, но и для обеспечения роста профессионализма и авторитета российского парламента.

"Первое. Парламент должен восприниматься в обществе как авторитетная площадка для диалога по всем ключевым, базовым вопросам, которые волнуют наших граждан. Диалога компетентного и уважительного – когда все стороны слышат друг друга и хорошо знают настроения и мнение общества. Вы знаете, что, к сожалению, у нас это далеко не всегда так. И я готов повторить ещё раз, что этика – нам нужна не сама по себе. Соблюдение этических норм – это почти профессиональный критерий для работы депутатов.

Второе. Думаю, не открою секрета, если скажу, что подчас нигилистическое отношение к праву в нашем обществе во многом определяется незнанием, недостаточным информированием о том, как разрабатываются законопроекты, как идёт процесс их согласования, насколько убедительными являются аргументы, предъявленные и парламентскими фракциями, и отдельными депутатами. Считаю это важным фактором повышения доверия к парламенту – как со стороны людей, так и со стороны других ветвей власти.

Третье. В сложившихся, уже принципиально новых, социально-политических условиях правотворчество будет одним из главных, определяющих факторов развития на ближайшие годы. И роль Государственной Думы, соответственно, будет возрастать. Но нам с вами предстоит не просто большая законопроектная работа. Предстоит отстаивать свою точку зрения в максимально открытом диалоге – причём, в диалоге с совершенно разными политическими оппонентами.

Хочу напомнить, что вскоре к тем политическим партиям, которые не имеют депутатских мандатов, добавятся новые политические партии. И позицию каждой из них мы должны услышать, мы – кому доверено право принимать законы Российской Федерации. Вот почему я хочу ещё раз призвать все парламентские фракции уважать друг друга и работать в режиме сотворчества.

В этой связи практика приглашения непарламентских партий на наши заседания должна быть продолжена. И необходимо будет соответствующим образом подготовить регламентные процедуры – с учётом предстоящего расширения перечня политических партий.

Четвёртое. Согласно Конституции, в России установлено разделение властей. И Государственная Дума самостоятельно принимает решения в сфере её ведения, равно как и исполнительная власть действует самостоятельно в рамках своей компетенции. Однако это не должно вести к противостоянию между ветвями власти и к нагнетанию общественного напряжения в этой части. Надо нам избавляться от ложных стереотипов, доставшихся в наследство от раннего этапа становления российского парламентаризма.

Прежде всего – предлагаю более эффективно использовать те инструменты, которые у парламента уже есть. Речь, в частности, идёт и о более действенном использовании формата парламентских слушаний, и о развитии института парламентского расследования, и об усилении контрольной функции, в том числе – такого конституционного полномочия, как заслушивание ежегодных докладов Правительства.

Ну, и пятое. Впереди у нас – очень ответственный период, связанный с формированием и началом работы нового Правительства Российской Федерации. Предстоят консультации, в ходе которых считаю целесообразным и возможным обсуждать не только перспективные цели развития России, планы работы кабинета, но и вопросы взаимодействия ветвей власти.

Единственное, что здесь бесперспективно – это подменять профессиональные аргументы эмоциональными обвинениями, которые неизбежно могут привести в тупик. Мы должны приложить максимум усилий для того, чтобы миф о непрофессионализме парламента был развеян.

Уважаемые коллеги!

Ещё раз хочу подчеркнуть, что компетентность, сотворчество и постоянный диалог с гражданским обществом – вот главные критерии самостоятельности парламента. И одновременно – это и слагаемые деловой репутации. Нашей деловой репутации и деловой репутации и престижа Государственной Думы".

Печать

Последние новости

Яндекс.Директ