Наверх
vorle.ru

Плата за грязь

В России вступил в силу новый закон.

Плата за грязь

С февраля этого года административный кодекс пополнился двумя новыми видами правонарушений. Новые нормы обязывают выплачивать штрафы за отсутствие систем автоматического контроля на предприятиях, производящих загрязняющие выбросы в окружающую среду. Размер взыскания для юрлиц и ИП составляет от 100 до 200 тысяч рублей, для должностных лиц – от 20 до 40 тысяч.

Кроме того, придётся заплатить штраф и в том случае, если системы установлены, но фиксируют недостоверную информацию или сами по себе не соответствуют требованиям федеральных властей. За это юрлицам и ИП придётся выплатить от 50 до 100 тысяч рублей, должностным лицам – от 10 до 20 тысяч.

Государство обязало предприятия установить системы автоматического контроля ещё в 2019 году. Однако никаких мер воздействия к тем, кто не внял этой просьбе, пока не применялось. Теперь «шутки отставлены в сторону».

А что ЦФО?

Этот закон имеет прямое отношение практически ко всем регионам присутствия сети порталов ИА vRossii.ru. В большинстве из них экологическая обстановка далека от идеальной, а предприятия, совершающие вредные выбросы, работают «на полную катушку».

Давайте обратимся, например, к Национальному экологическому рейтингу – авторитетному исследованию, которое на постоянной основе проводит общественная организация «Зелёный патруль». Последний раз рейтинг составлялся на основе данных за осень 2021-го года.

По совокупности всех показателей («сводному индексу») в лидерах (то есть среди самых «чистых» регионах) оказались Белгородская область (2-е место) и Курская область (4-е место). Однако не всё так безоблачно. Остальные «наши» области расположились значительно ниже. Это Воронежская (52-е место), Брянская (54-е), Липецкая (58-е) области. Орловская область заняла всего лишь 63-е место, а Тульская – вообще 71-е.

Примерно так же распределятся места и в случае, если за основу взять не совокупность факторов, а лишь влияние промышленности на экологию. «В дамках» будет только Белгородщина (6-е место). Курская область «съедет» на 27-ю позицию. Остальные регионы займут позиции во второй половине рейтинга, многие – сильно ближе к концу (Липецкая – 39-е, Брянская – 60-е, Воронежская – 61-е, Тульская – 65-е, Орловская – 83-е).

Как мы видим, ситуация с экологией в ЦФО, действительно, не безоблачная, в том числе и по части промышленных загрязнений.

Выбросы

Хватает и информации по конкретным случаям вредных выбросов в окружающую среду в интересующих нас областях.

Например, Росприроднадзор по итогам 2020-го года официально оценил вред экологии (в основном, водным объектам), нанесённый предприятиями Черноземья, в 428 миллионов рублей. Около половины этой суммы пришлось на Липецкую область. В частности, как сообщают «Известия», в указанном году в этом регионе сотрудники ведомства четыре раза выявляли факты загрязнения реки Усмань по вине «Липецкоблводоканала».

Параллельно в Липецкой области идёт и борьба с подобными явлениями. В 2021-м году стало известно, что крупнейшие предприятия региона в рамках проекта «Чистый воздух» снизили вредные выбросы в атмосферу на 3%. Такого, если честно, весьма скромного результата удалось добиться за несколько лет с помощью внедрения экологичных технологий и реконструкции производственных систем.

В Воронежской области по итогам 2020-го года также было зафиксировано снижение вредных выбросов в атмосферу. Однако уровень загрязнения в областном центре, особенно в его промышленной юго-восточной части, по-прежнему оценивается как «повышенный». На тот момент в целом по Воронежской области нормативам не соответствовали 0,3% проб воздуха, взятых в городах, и 1,7% проб воздуха, взятых в сельской местности. Кроме Воронежа проблемы фиксировались в Борисоглебске и населённых пунктах Калачеевского района.

Достаточно сложной остаётся и экологическая ситуация в Тульской области, одном из промышленно развитых регионов ЦФО и России. Эта тема поднимается и на рабочих встречах президента РФ Владимира Путина с губернатором области Александром Дюминым. Например, в 2020-м году в Тульской области призошёл целый ряд существенных экологических инцидентов – включая слив барды (отходов производства этилового спирта) в городе Ефремове и разлив нефтепродуктов (мазута) в Пролетарском районе Тулы.

Отметим, что от «антиэкологических» воздействий, в том числе от выбросов предприятий, страдает не только вода и атмосфера, но и земля. В 2018 году в той же Тульской области 70% территории относилось к землям сельскохозяйственного назначения, но при этом половина из них была подвержена интенсивной эрозии – и именно в результате деятельности человека.

Будет ли толк?

В общем, в необходимости введения ограничений на выбросы, наверное, не станет сомневаться никто. Но вот есть ли смысл во введении вышеупомянутых штрафов? Или эти изменения в законодательстве по каким-то причинам не дадут нужного эффекта?

Тему согласился прокомментировать наш эксперт – Даниил Пискарёв, общественно-политический деятель, основатель Образовательного проекта «P-henomenon» (который является информационным партнёром Всероссийского конкурса «Возобновляемая энергия планеты-2022»).

Основатель проекта «P-henomenon»
Даниил Пискарёв

Отрицательное воздействие процесса индустриализации и урбанизации особенно остро ощущается на территории ЦФО: в первую очередь пострадали природный и ресурсный потенциалы, а также сельскохозяйственная сфера деятельности.

Как показывает статистика, из оборота вышло более 14 000 000 га земель, в число которых вошли и пашни: в послевоенное время они оказались полностью заброшены. На территории Московской области процент эрозированных сельскохозяйственных угодий достиг 15% от общей площади, а на территории Калужской области показатель превышает 13%.

Центральный федеральный округ лидирует среди территорий Российской Федерации по выбросу сточных вод. Следует обратить внимание, что большая часть источников загрязнения экологии не оборудованы очистными сооружениями. На протяжении 20 лет в городе Кинешме велись строительные работы по созданию очистных сооружений общего пользования, но все равно при этом в реку Волгу сбрасывается более 6000 кубических метров сточных вод без предварительной очистки. В других городах России складывается аналогичная ситуация.

К росту кислотности дерново-подзолистых почв привело применение в течение длительного времени удобрений с минеральным составом, что особенно актуально для Нечерноземья. К положительным результатам не привели даже многомилионные вложения в мелиорацию; на некоторых из территорий эта процедура привела к нарушению водного режима внутри почв, повышению уровня минерализации торфа и снижению плодородия.

Следствием мелиорации стало снижение уровня грунтовых вод, что повлекло за собой ухудшение состояния лесов, прилегающих к осушенным территориям. Снизилась урожайность зерновых культур и картофеля. В льноводстве были обнаружены многочисленные нарушения требований и норм: количество площадей, занятых под культуру, сократилось в 4 раза, что повлияло на уровень урожайности.

На территории Центральной России основными источниками выброса загрязняющих веществ в атмосферу являются объекты промышленности. В первую очередь это стационарные предприятия энергетики; на долю Смоленской и Дорогобужской ГРЭС приходится половина всех выбросов в окружающую среду от стационарных источников на территории Смоленской области. На долю Рязанской ГРЭС в Рязанской области приходится также более половины выборосов.

Следует обратить внимание и на предприятия строительной индустрии, нефтехимической промышленности, металлургии и машиностроения: они также производят большое количество выбросов в атмосферу и ухудшают состояние окружающей среды и экологии в целом. В Брянской области расположен Мальцовский портландцемент, на долю которого приходится более 40% валовых выбросов в области. Рязанский нефтеперерабатывающий завод является источником 30% негативных выбросов. В Костромской области находится Солигаличский известковый комбинат; он выбрасывает более 15% загрязняющих веществ на территории региона.

Чтобы исправить данную ситуацию с 1 февраля в России введены штрафы за отсутствие систем автоматического контроля за выбросами загрязняющих веществ. Их размер для должностных лиц составит до 40 тысяч рублей, для юридических лиц – до 200 тысяч рублей. Кроме того, учреждения и организации могут поплатиться и за несвоевременную передачу данных об источниках загрязнений и предоставление недостоверных сведений такого рода.

Правительство поэтапно начинает развивать федеральную программу по изменению ситуации с экологией в России. Данный закон показывает, что бережное отношение к природе один из ключевых факторов государства и будут предприняты все возможные меры по решению данной проблемы. Я считаю, что данный закон будет соблюдаться, а к тем, кто станет его нарушать, будут применены серьезные санкции.

10 Обсудить vk 5 Обсудить telegram

Хотите читать наши новости раньше всех?

Новости из приоритетных источников показываются на сайте Яндекс.Новостей выше других

Добавить
Печать


Последние новости

Яндекс.Директ



подписка