Любишь кататься?
Минтранс пытается обуздать велосипедистов и «сочувствующих».
Согласно сообщениям федеральных СМИ, с 1 марта 2022-го года должен вступить в силу ряд новых поправок к ПДД. Пока не понятно, относится ли это и к поправкам об использовании велосипедов и Средств Индивидуальной Мобильности (СИМ).
Возможно, эта часть нововведений ещё будет дорабатываться. Работа над пакетом законодательных мер, призванных урегулировать движение таких транспортных средств, ведётся Минтрансом уже несколько лет.
Не за горами и открытие велосезона. А значит, в любом случае, самое время посмотреть на текущую версию поправок в ПДД, связанных с велосипедами и СИМ, и оценить возможные последствия воплощения новых правил в жизнь.
Юридический статус
Для начала, уточним, что это всего лишь проект, предложенный Правительству РФ Министерством транспорта РФ. Правда, уже прошедший общественное обсуждение и, в очередной раз, изменённый и дополненный.
Согласно действующему законодательству, изменения вносятся в ПДД постановлениями федерального правительства. Пока соответствующее постановление не выпущено, велосипедисты и «прочие» могут сильно не напрягаться. Однако, возможно, этот день уже не за горами.
Ознакомиться с полным текстом поправок можно на официальном портале, где публикуются правовые акты.
Главные изменения
Итак, что же предлагается?
Во-первых, официально внести новое понятие – Средства Индивидуальной Мобильности. Согласно поправкам, под него попадают:
- роликовые коньки,
- самокаты,
- электросамокаты,
- скейтборды,
- электроскейтборды,
- гироскутеры,
- сигвеи,
- моноколёса,
- иные аналогичные средства.
Как видите, список максимально широкий. В то же время уточняется, что велосипеды и инвалидные коляски не являются СИМ. При этом велосипед вообще является полноценным транспортным средством. Тех, кто передвигается на инвалидных колясках, поправки не затрагивают – они останутся приравнены к пешеходам.
Также в тексте предлагаемых поправок конкретно оговаривается, что СИМ это «устройство, предназначенное для передвижения человека посредством использования электродвигателя (электродвигателей) и (или) мускульной энергии человека».
Новый статус
Важно отметить, что новые поправки изменяют само значение понятия «пешеход».
Сейчас лица, использующие СИМ, приравнены к пешеходам. После введения поправок это будет касаться только детей в возрасте до семи лет. Более старшие «товарищи», катаясь на СИМ, уже не смогут пользоваться этим статусом и соответствующими преимуществами.
Это, конечно, касается только случаев, когда человек именно передвигается на СИМ, а не сам везёт или несёт его. В таком случае он тоже считается пешеходом.
Где можно будет ездить?
Это зависит от инфраструктуры. Если есть велодорожка, велозона, велополоса (на проезжей части) – то, двигаясь на велосипеде или СИМ, следует в обязательном порядке использовать именно их.
Если вышеуказанных объектов нет, но есть тротуар – именно он к вашим услугам. Если нет и тротуара – Вы должны двигаться по обочине. Наконец, если отсутствует даже обочина – для велосипедов и СИМ предназначен край проезжей части. А вовсе, например, не её середина.
Правда, последнее не касается СИМ, оборудованных гироскопической стабилизацией. Им запрещается выезжать на проезжую часть в любом случае (кроме как на велополосу).
С какой скоростью можно будет ездить?
На проезжей части дороги – с любой. В велосипедных зонах, жилых зонах и дворовых территориях и, вообще, везде, где рядом находятся пешеходы – до 20 километров в час.
Преимущества
Важно, что при этом у пешеходов всегда будет приоритет в движении. А лицо, использующее велосипед или СИМ, при возможном возникновении аварийной ситуации, должно прекратить движение и спешиться.
Правда, пешеходов, в свою очередь, обязуют не создавать помех движению велосипедистов и «СИМ-щиков» по велодорожкам.
При этом водители автомобилей должны уступать «СИМ-щикам» дорогу при выезде с прилегающей и въезде на прилегающую территорию, на нерегулируемых пешеходных переходах и при повороте направо.
Ответственность
Размеры штрафов за нарушения вышеприведённых предлагаемых новых правил ПДД составят 800 рублей (если велосипедист или «СИМ-щик» находился в трезвом состоянии), либо от одной до полутора тысяч рублей (если экспертиза признает его нетрезвым).
Тему прокомментировал наш эксперт – доктор экономических наук, профессор, руководитель департамента страхования и экономики социальной сферы Финансового университета при Правительстве РФ Александр Андреевич Цыганов.
Александр Цыганов
После целого ряда случаев наезда на пешеходов осенью 2021 года появились разработанные МВД России предложения о внесении изменений в Правила дорожного движения, направленные на регулирование передвижения граждан не только самокатов, но и других недавно ставших популярными средств передвижения. Упорядочить движение самокатов, велосипедов и прочих средств индивидуальной мобильности нужно было уже два-три года назад. Причём верно выбранный предмет регулирования в данном случае тоже важен – может появиться или стать популярным новое средство передвижения, например, моноколесо или установка электромотора на старый велосипед.
Наверное, уже каждый сталкивался с курьером, несущимся против потока пешеходов или резко пересекающим дорогу. Такое поведение опасно и может причинить травмы всем участникам возможного ДТП, а автовладельцы могут попасть под обвинение и понести уголовную ответственность, если собьют велосипедиста или самокатчика, пусть даже последний и нарушил ПДД.
Летом довольно трудно стало прогуляться по набережной Москвы-реки в популярных местах – людской поток хаотичен, рядом медленно прогуливающиеся пешеходы, бегуны, любители роликовых коньков, самокатов, велосипедов и так далее. Очевидно, что такое смешение далеко не всегда создаёт атмосферу праздника, но часто приводит к травмам и отсутствию желания прогуляться там вновь. Поэтому упорядочить такое движение важно и для пешеходов, и для автомобилистов.
Минусом может стать часто игнорируемое обществом чрезмерное регулирование, что порождает правовой нигилизм, и недостаточная сеть дорожек для велосипедов и других средств индивидуальной мобильности, так как важно не зарегулировать, а развести потоки пешеходов и пользователей этих средств. С этим сложнее – климат в большинстве регионов России не способствует круглогодичной езде, но можно было бы подумать о сезонной разметке или знаках, которые не действовали бы зимой.
Также меры по регулированию потоков должны сочетаться с ужесточением материальной ответственности в случае нанесения травм пешеходам, что в будущем может привести к появлению аналога ОСАГО для пользователей средств индивидуальной мобильности.
Хотите читать наши новости раньше всех?
Новости из приоритетных источников показываются на сайте Яндекс.Новостей выше других
Добавить