Российский бизнес обновляется из-за санкций
Пошаговая инструкция по «самоликвидации» ООО.
Немного статистики
По свежим данным аудиторско-консалтинговой сети FinExpertiza в период с марта по июнь текущего года (то есть после введения западом санкций против России) в нашей стране прекратили свою деятельность 113,5 тысячи юрлиц. Это на 17,5% превышает показатели за аналогичный период минувшего года.
При этом продолжают открываться и новые компании. За эти месяцы их число составило 78,6 тысяч. В 13-ти регионах России количество открывшихся предприятий превышает количество закрывшихся.
Правда, регионов присутствия сети порталов vRossii.ru среди них нет. Это
- Чукотский АО,
- Калмыкия,
- Карачаево-Черкесия,
- Тува,
- Смоленская область,
- Бурятия,
- Забайкальский край,
- Омская область,
- Якутия,
- Хакасия,
- Кировская область,
- Севастополь,
- Чеченская Республика.
Ещё 1,6 тысячи юрлиц прошли реорганизацию.
Надо отметить, что закрытие компании, особенно не по воле извне, а по желанию собственника – не всегда негативный момент. Во-первых, бывают «мёртвые» юрлица, которые существуют лишь на бумаге. Собственники закрывают их просто для того, чтобы избавиться от бессмысленных издержек в не самый простой период. Во-вторых, нередко человек, заканчивая один бизнес, начинает другой.
Давайте пошагово рассмотрим этот не такой простой процесс.
Собрание участников
В первую очередь проводится собрание участников ООО. В ходе этой встречи они, обязательно в единогласном порядке, выносят официальное решение о ликвидации компании. Составляется соответствующий протокол.
В бумаге должна быть указана причина ликвидации, например, прекращение иили отсутствие финансово-хозяйственной деятельности.
Решение нужно будет заверить у нотариуса. Альтернативный вариант – добавить в его текст фразу «подлинность протокола собрания участников общества, а также подлинность принятых на собрании решений, подтверждается наличием на протоколе подписей всех участников общества и не требует нотариального заверения».
Кроме того, в протоколе нужно указать имя ликвидатора. Это человек, который будет непосредственно заниматься данной процедурой. Им может быть любое физическое лицо, связанное или не связанное с компанией.
Если в ООО лишь один участник, то он составляет не протокол заседания, а просто решение о ликвидации.
Заявление Р150016
Уведомление о ликвидации юридического лица, составленное по форме Р150016, тоже нужно заверить у нотариуса. Однако, если у ликвидатора есть квалифицированная электронная подпись, он может не прибегать к нотариальным услугам, а направить уведомление (вместе с протоколом собрания участников) в налоговую самостоятельно, через сайт ФНС или портал госуслуг.
Если такой подписи нет, то уведомление и протокол подаются:
- через нотариуса,
- через МФЦ,
- по почте,
- лично в отделении ФНС.
Подавать эти бумаги нужно обязательно в то отделение налоговой, где проходила регистрация ООО. Причём – не позднее чем через три рабочих дня после проведения собрания участников.
Через пять рабочих дней после начала ликвидации ФНС должна выдать вам лист из ЕГРЮЛ (Единого государственного реестра юридических лиц) с записью «организация в процессе ликвидации» и другими данными о процедуре. Сразу после этого ликвидатор должен разместить в интернете официальное объявление.
Объявление о ликвидации ООО
Это можно сделать через специальный сайт «Вестник государственной регистрации». Нужно будет зарегистрироваться на портале, заполнить форму заявки и загрузить в свой личный кабинет сканы необходимых документов (заверив их квалифицированной электронной подписью) или привезти в редакцию сайта оригиналы этих бумаг. Потребуются
- тот самый лист из ЕГРЮЛ,
- доверенность по форме портала,
- сопроводительное письмо.
Отделение ФНС по Белгородской области.
Фото: yandex.ru/maps
После того, как портал опубликует объявление (кстати, за это ещё и нужно будет заплатить), в течение двух месяцев в компанию могут обращаться кредиторы.
(Кроме того, ликвидатор обязан сообщить каждому кредитору о ликвидации ООО ещё и персонально. Лучше всего отправить им «бумажные» письма с уведомлениями о вручении, чтобы можно было подтвердить факт получения.)
Примерно так же проходит эта процедура на альтернативном портале – Федресурсе.
Сотрудники
Следующий шаг – разобраться с сотрудниками. За два месяца до увольнения необходимо предупредить не только их самих, но и службу занятости. (Если увольнение массовое (а в каждом регионе установлены собственные критерии массовости), то службу предупреждают не за две, а за три недели.)
Уведомление подаётся в центр занятости по месту регистрации ООО – «оффлайн», по почте или через сайт. Там же, на сайте, можно скачать образец документа.
Также необходимо будет сдать отчётность за уволенных сотрудников:
- в ФНС — расчёт по страховым взносам и 6-НДФЛ,
- в Пенсионный Фонд - СЗВ-ТД, СЗВ-М и СЗВ-СТАЖ, а если имели место дополнительные пенсионные взносы, то ещё и ДСВ-3,
- в Фонд Социального Страхования — 4-ФСС.
В течение 15-ти дней после подачи отчётов в ФСС нужно будет уплатить все страховые взносы за увольняемых сотрудников, указанные в форме 4-ФСС.
Расчётный счёт и электронная касса
Чтобы закрыть расчётный счёт ООО, нужно подать соответствующее заявление в банк.
Также можно подать в ФНС заявление на снятие с учёта онлайн-кассы (если она есть). Это можно сделать лично или через сайт. Кассу должны снять с учёта через 10 дней.
Если ликвидатор не подаст такое заявление, то ФНС может «аннулировать» онлайн-кассу и сама – после того, как официально узнает об окончательной ликвидации юрлица.
Документы в налоговую
В районную налоговую нужно подать документ под названием «Промежуточный ликвидационный баланс». В нём указывается информация об имуществе предприятия, а также о наличии (отсутствии) кредиторов, задолженностях и требованиях по ним.
В городское отделение ФНС подаётся целый пакет документов. Кроме вышеуказанной бумаги в него входят:
- протокол об утверждении промежуточного ликвидационного баланса,
- итоговый ликвидационный баланс,
- решение об утверждении итогового ликвидационного баланса,
- заявление по форме Р15016,
- отчёты по налогам (при использовании общей системы налогообложения — декларации по НДС и налогу на прибыль, при упрощённой — декларация по УСН),
- квитанция об оплате госпошлины за закрытие ООО (если документы подавались не в электронном, а в бумажном виде).
Архив и печать
Далее следует сдать в архив документы, связанные с начислением зарплаты. К ним относятся:
- любые приказы по личному составу,
- трудовые договоры, сопутствующие акты,
- личные карточки,
- лицевые счета или расчётные ведомости,
- оригиналы личных документов, которые сотрудники, по каким-то причинам, не забрали при увольнении,
- договоры страхования от несчастных случаев (при наличии таких бумаг).
Затем необходимо уничтожить печать ООО.
Заключительный шаг – получение из налоговой ещё одной выписки из ЕРГЮЛ с окончательной информацией о ликвидации ООО. Это можно сделать прямо в отделении или по «бумажной» почте.
Хотите читать наши новости раньше всех?
Новости из приоритетных источников показываются на сайте Яндекс.Новостей выше других
Добавить