Анфас или профиль: как быть со школьным профильным образованием?
Мнение эксперта.
Система профильного образования стала внедряться в старших классах российских школ ещё с 2003-го года, но стала обязательной только в 2015-м. Сейчас этот вопрос (как и многие другие) регулируется приказом Министерства образования и науки РФ №413 (от 17.05.12) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования».
После завершения обучения в девятом классе и сдачи ОГЭ ученик, для дальнейшей учёбы в десятом и одиннадцатом классах, может выбрать один из четырёх профилей (естественные и математические науки, гуманитарные науки, технологии, социально-экономические науки). Существует и пятый профиль – общеобразовательный – для тех, кто не определился.
Отметим, что для зачисления на избранный профиль от ученика кроме его искреннего и горячего желания потребуются и высокие оценки по соответствующим предметам.
Согласно последним обновлениям и дополнениям ФГОС (они вступят в силу с 1 сентября этого года), в десятом и одиннадцатом классах обязательным является изучение тринадцати предметов:
- русский язык,
- литература,
- иностранный язык,
- математика,
- информатика,
- история,
- география,
- обществознание,
- физика,
- химия,
- биология,
- физкультура,
- ОБЖ.
Все эти предметы должны изучаться во всех профилях, но в разном количестве. В каждом профиле есть «свои» предметы (от двух и более), которые преподаются углублённо.
Кстати, школы имеют право, уже в рамках обозначенных четырёх направлений, открывать ещё более «узконаправленные» классы. Сейчас таких «экзотических» профилей насчитывается около полутора десятков. В некоторых школах есть классы для будущих медиков, архитекторов, журналистов...
Однако всё это не отменяет ещё одного важного вопроса – а нужно ли школьное профильное образование вообще? Ведь такой ученик, углубляясь в какие-то предметы, в каких-то себе «отказывает»…
Обо всём этом мы поговорим с постоянным экспертом ИА vRossii.ru – Натальей Продановой, доктором экономических наук, профессором Базовой кафедры финансового контроля, анализа и аудита Главного контрольного управления города Москвы Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова.
В чём состоит суть профильного школьного образования?
Для современного российского школьника, который после одиннадцатого класса готовится покинуть ставшее за столь длительное время привычным и родным учебное заведение, поступление в вуз может стать непростой задачей. И тут надо понимать, что переход на новый уровень высшей школы возможен только тогда, когда абитуриент имеет чёткое представление о специальности, которую он получит по окончанию вуза. Именно с этой целью с 1 января 2015 года в российскую педагогическую практику ввелось понятие, ставшее в дальнейшем обязательным для старшеклассников, – система профильных классов.
Главной целью этого нововведения являются простые по своей сути задачи, идея которых ещё с конца 90-х витала в педагогической среде – самоопределение учащихся, формирование адекватного представления о своих возможностях. Профильное образование по сути своей является углублением знаний, склонностей ученика, совершенствованием ранее полученных навыков через систему создания специализированной подготовки в старших классах среднеобразовательной школы. Ряд экспертов называет систему профильных классов «системой предварительного высшего образования», акцентируя внимание на том, что в противоположность подготовительным курсам абитуриентам при вузе, которые порой стоят немалых денег, обязательная система профильных классов бесплатна, но даёт настолько же высокий уровень знаний в необходимом абитуриенту направлении. Учащиеся же, соответственно, имеют высокие показатели по успеваемости и, что особенно важно, учатся по данным предметам без особого напряжения, увлечённо, с интересом.
Какие направления обучения, в том числе узкие, пользуются наибольшей популярностью?
Думаю, что, например, направления, связанные с медициной, агропромышленным комплексом, высокими технологиями особенно актуальны у нынешней молодёжи. Так как в эпоху борьбы с санкциями и стремления к самодостаточности в Российской Федерации активно развиваются целые секторы промышленности и экономики, которые постоянно требуют для себя новых высококвалифицированных специалистов.
Каковы слабые места этой системы?
Да, у системы профильных классов помимо достоинств есть и технические недостатки. Часто бывает так, что учитель не в состоянии как следует определить индивидуальные особенности каждого конкретного ученика. Безусловно, компетентный педагог полагается и на своё чутьё, свою интуицию в определении личностных качеств и склонностей подопечных, но для объективной оценки этого, к сожалению, недостаточно.
Возможно, эффективной мерой стало бы введение и развитие новых компетенций школьных психологов, выработка методических рекомендаций в вопросах выявления особенностей каждого конкретного ученика. Школьник в возрасте 14-16 лет не всегда может здраво оценивать свои желания и дальнейшие перспективы, потому система целевой помощи посредством расширения компетенций школьного персонала востребована в данном вопросе как в городах-миллионниках, так и в отдалённых регионах. Возможно, выходом является и получение дополнительной квалификации классными руководителями на местах.
Стало быть в целом эта система оправдывает себя?
Подводя итоги, можно сказать, что система обучения в профильных классах, безусловно, востребована, но нуждается в дальнейшем развитии, возможно, с большим привлечением профильных вузов и развитием дополнительных компетенций среди ответственных педагогов.
Хотите читать наши новости раньше всех?
Новости из приоритетных источников показываются на сайте Яндекс.Новостей выше других
Добавить