В России продолжает расти дебиторская задолженность
Как справиться с этим злом?
История болезни
Напомним, что дебиторской задолженностью называются долги покупателей товаров или потребителей услуг перед учреждением/организацией/предприятием. Как правило, в роли главных должников в таких случаях тоже выступают не физические, а юридические лица.
В принципе, данный показатель рос на протяжении всей истории современной России. Что, конечно, говорит о не самом образцовом состоянии экономики нашей страны. Однако темпы этого роста были разными. За последние несколько лет, отмеченных сначала пандемией коронавирусной инфекции, а затем обострением политической обстановки, рост «дебиторки» заметно ускорился.
Посудите сами. Если взять цифры за последние десять лет, то, по официальным данным Росстата, с 2013 по 2015 просроченная дебиторская задолженность возрастала «только» примерно на полтриллиона рублей в год. В 2016 и 2017 годах накопление долга даже замедлилось, затем вернулось к прежним показателям. В итоге на конец 2019-го года Федеральная служба статистики зафиксировала цифру в 50 триллионов 507 миллиардов рублей.
Однако в следующем, «первом ковидном» 2020-м году, «дебиторка» прибавила сразу вдвое. К концу года российская экономика пришла уже с показателем в 61 триллион 156 миллиардов. К концу 2021-го суммарная дебиторная задолженность возросла уже до 73 триллионов 808 миллиардов рублей.
Как мы себя сегодня чувствуем?
Итоги за 2022-й год пока не подведены. Однако ранее Росстат сообщал, что по итогам первого квартала минувшего года показатель уже превысил отметку в 80 триллионов 100 миллиардов...
Конечно, эти суммы впечатляют. Напомню, что, например, в 2022-м году все доходы бюджета Российской Федерации составили 27 триллионов 770 миллиардов рублей, все расходы – 31 триллион 110 миллиардов.
На самом деле, всё не так страшно. Основная часть средств, которые вносятся в официальную отчётность по дебиторской задолженности, в конце концов, попадают от должников к продавцам товаров/услуг. Просто с опозданием. Хотя существует и «чёрная зона» уже существенно просроченной «дебиторки», которая тоже увеличивается с каждым годом...
С небес на землю
Как Вы сами видите, данная проблема является для России важной и типичной, при этом «дебиторка» не только постоянно растёт, но и скачкообразно наращивает темпы своего роста. Так что же делать конкретному руководителю конкретного учреждения/организации/предприятия, когда его клиент откажется платить по счетам? Как максимально предупредить, не допустить возникновение такой ситуации? Ответ знает постоянный эксперт ИА vRossii.ru - Светлана Коваленко, кандидат экономических наук, доцент Базовой кафедры финансового контроля, анализа и аудита Главного контрольного управления города Москвы Российского Экономического Университета имени Г. В. Плеханова.
Следует отметить, что увеличение дебиторской задолженности формирует ряд проблем для компании как поставщика, так и покупателя. В настоящее время нередки случаи, когда денежные средства для погашения обязательств перед покупателями попросту отсутствуют, оплата счетов задерживается даже проверенными и надежными лицами.
С целью минимизации рисков, связанных с дальнейшим повышением доли неоплаченной дебиторской задолженности в отношении, прежде всего, покупателей, компании необходимо проводить постоянный мониторинг имеющихся обязательств. Кроме этого, можно прибегнуть к определенным превентивным мерам (оценка финансового потенциала покупателя, авансовые платежи, страхование обязательств).
В данном случае необходимо действовать комплексно в контексте управленческих мер, в частности, контролировать и анализировать ситуацию, выявляя сроки возникновения задолженности и предотвращая её переход в состав просроченной. Кроме того, следует принимать возможные меры с целью её взыскания. При этом подходы к каждому из покупателей должны быть индивидуальными: от подачи искового заявления в суд до предложения наиболее доступных вариантов погашения обязательств (таких как отсрочка платежа и других).
При этом риск-ориентированная работа с дебиторской задолженностью требует, чтобы Вы планировали и выстраивали процесс управления рисками неплатежеспособных покупателей. Включающий в себя, в частности,
- формирование эффективного документооборота в отношении дебиторов,
- установление круга персонала, ответственного за работу,
- своевременность платежей с покупателями,
- проведение регулярного мониторинга как в отношении персонала, так и в отношении изменения самой задолженности.
Необходимо также предусмотреть систему поощрения для персонала в формате достижения минимальных параметров дебиторской задолженности.
Хотите читать наши новости раньше всех?
Новости из приоритетных источников показываются на сайте Яндекс.Новостей выше других
Добавить