Наверх
vorle.ru

В Курской области объединят муниципальные образования

Общество

Сегодня одна из наиболее обсуждаемых в Курской области тем - объединение сельских муниципальных образований. Отношение людей к этому процессу неоднозначное, именно поэтому мы попросили рассказать о некоторых особенностях этой проблемы председателя комитета администрации Курской области по работе с территориями и общественными организациями Александра Рукина.

- Александр Николаевич, началась ли в нашей области работа по объединению муниципальных образований? Если да, то что послужило причиной сокращения сельских поселений, и с какой целью это проводится руководством области?

- "Сокращение" сельских поселений – это, на мой взгляд, не совсем корректное выражение, когда речь идёт о преобразовании муниципальных образований (а именно – сельских поселений) путём объединения. Также нельзя утверждать, что инициатива по преобразованию муниципальных образований принадлежит области. После вступления на путь реализации Федерального закона "Об общих принципах реализации местного самоуправления в Российской Федерации" в районах стало понятно, что небольшому сельскому поселению исполнять все полномочия по решению вопросов местного значения очень сложно.

Предпосылками для объединения являются: демографическая ситуация, кадровое обеспечение местных администраций, достаточно упомянуть, что в прошлом году органами прокуратуры внесено около 2000 протестов на муниципальные правовые акты по решению вопросов местного значения, как не соответствующие закону. И, пожалуй, самая важная причина преобразований - недостаточный налоговый потенциал и высокая дотационность местных бюджетов. Более половины сельских поселений самостоятельно "зарабатывают" менее 15 процентов от общего объёма доходов бюджета. А в структуре финансовой помощи местным бюджетам все большее значение, между тем, приобретают не дотации, а субсидии, то есть предусматривается долевое участие вышестоящего уровня бюджетной системы в расходах, которые субъект Федерации считает необходимыми.

Иными словами, с учетом наличия большого количества малочисленных, экономически слабых муниципальных образований назрела необходимость изменения территориальной структуры. Укрупнение поселений даст возможность добиться относительного "выравнивания" территорий с точки зрения их бюджетной обеспеченности. Надеемся, что, объединяя экономический и человеческий потенциал, мы создаём предпосылки для дальнейшего ускорения социально-экономического развития территорий, повышения инвестиционной привлекательности.

Цель ещё и в том, чтобы улучшить жизнеобеспечение населения, ведь не секрет, что создание того же предприятия ЖКХ, оснащенного соответствующей техникой и кадрами, может себе позволить только крупное поселение. В результате преобразования сельских поселений мы сможем значительно сократить управленческие расходы, что является одной из важных составляющих антикризисных мер. Кроме того, это позволит нам привлечь к управлению поселениями квалифицированные кадры, имеющие соответствующую специализацию. В настоящее время в среднем по области 60 процентов бюджетов поселений идет на управленческие расходы, и только 40 процентов - для решения вопросов местного значения. Эту ситуацию необходимо менять.

Преобразование муниципальных образований путем объединения осуществляется в целях повышения эффективности муниципального управления, оптимизации местных бюджетов, укрепления кадрового потенциала, развития хозяйственной и социальной инфраструктуры.

- На какие критерии вы ориентируетесь при объединении?

- При рассмотрении возможности объединения конкретных поселений учитываются такие минимальные критерии для вновь образуемых поселений:
1. Объединяемые поселения должны иметь непосредственные границы друг с другом. Принцип целостности территорий не должен быть нарушен.
2. Численность постоянно проживающего населения во вновь образуемом поселении должна быть более 1000 человек.
3. На территории вновь образуемого поселения, как правило, должны находиться объекты социальной инфраструктуры, то есть образовательные учреждения, учреждения культуры, социального обслуживания, медицинские, спортивные учреждения, а также – почтовые отделения.
4. Должна быть транспортная инфраструктура между административным центром и населенными пунктами муниципального образования.

И, главное, - мы исходили из того, что население не должно ощутить дискомфорт от преобразования. Заложенный в Федеральном законе №131-ФЗ принцип приближения местной власти к населению не может быть нарушен. Таким образом, на месте ликвидированных администраций присоединяемых поселений планируется оставить специалистов, которые обеспечат необходимые условия повседневных услуг населению: приём граждан, выдача справок и так далее.

Для решения более существенных вопросов глава поселения, заместители главы будут регулярно выезжать в населенные пункты поселения и осуществлять личный приём.

- А в каких случаях проводятся эти преобразования?

- Порядок и условия преобразований муниципальных образований предусмотрены ст.13 Федерального закона № 131 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Преобразование муниципальных образований может осуществляться: по инициативе населения; органов местного самоуправления; органов государственной власти субъекта РФ; федеральных органов государственной власти.

Комитетом администрации Курской области по работе с территориями и общественными организациями еще в прошлом году были обобщены предложения глав муниципальных образований по преобразованию (объединению). При работе над ними мы использовали опыт других субъектов Российской Федерации, которые приступили к этой деятельности ранее, в 2007-2009 годах. По каждому муниципальному образованию были подготовлены аналитические материалы.

На сегодняшний день, напомню, в Курской области насчитывается 540 муниципальных образований. Мы единственный регион в ЦФО, где существует такое большое количество муниципальных образований. Кроме того, в области 125 муниципальных образований имеют численность населения меньше 500 человек.

Пилотный проект по объединению муниципальных образований был опробирован на территории Макаровского и Дроняевского сельсоветов Курчатовского района. Здесь были проведены сходы, опрошен практически каждый житель. Выяснилось, что люди опасаются объединения только из-за того, что им кажется - если в селе не будет сельсовета, оно придет в упадок. На самом деле это, конечно же, не так. Границы территорий останутся прежними, а в тех поселениях, где будет ликвидирована администрация сельсовета, как я уже говорил, мы предлагаем оставить специалиста, к которому всегда можно будет обратиться за помощью.

- Раньше при объединении муниципальных образований закон предусматривал обязательное проведение референдума. Теперь, насколько известно, эта норма упразднена.

- Да, в Федеральный закон № 131 "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" в декабре 2009 года внесены изменения, согласно которым решение об объединении поселений, не влекущее изменения границ, осуществляется с согласия населения каждого из поселений, выраженного представительным органом (собранием депутатов) каждого из объединяемых поселений.

Печать

Последние новости

Яндекс.Директ



подписка