Наверх
vorle.ru

"ЛГЭК" осваивает европейский опыт

Официально

Великий царь Пётр, видно, неслучайно посылал своих людей за опытом в Голландию. У этой эффективной страны и сегодня есть чему поучиться.

Генеральный директор ЛГЭК Александр Парий убедился в этом, когда по Президентской программе  изучал опыт транспортировки газа в компании "Газюни" в Гронингене, обучался в Ниенродском  бизнес-университете,  а в октябре 2011 года в рамках встречи российских выпускников нидерландских вузов (NANR)  общался с премьер-министром Голландии Марком Рютте, который лично пообещал ему поддержку в совместных энергоэффективных проектах. Именно контакты, установленные с голландскими коллегами,  позволили ему организовать результативную  поездку трёх специалистов ЛГЭК в эту страну. В их числе был заместитель директора комплекса водоснабжения Павел Кудинов,  беседа с  которым началась с его  впечатлений уже в самолёте.

- Глядя из иллюминаторов на голландскую землю, мы были поражены, как испещрена она каналами, проложенными почти к каждому полю. И тогда понятней стало, почему эта страна, которая в 430 раз меньше России, является вторым в мире экспортёром сельскохозяйственной продукции, хотя климат здесь не субтропический, - отметил он.

- Что вас удивило в профессиональном плане?

- Многое. Мы посетили компанию, которая снабжает питьевой водой г. Гронинген и его провинцию – это порядка 500 тысяч жителей. Для них ежегодно из подземных источников поднимают 45 млн. кубических метров воды, а мы в Липецке для тех же 500 тысяч населения поставляем воды почти в два раза больше. А всё дело в том, что на Западе в последние годы успешно занимаются формированием традиций по экономии. Например, в России 1 человек потребляет в сутки 350 литров воды, в Америке – 200, в Европе - 130-140 литров, а непосредственно в Голландии, где мы были, потребление составляет – 116 литров (это холодная плюс горячая вода). У нас же в Липецке норматив потребления холодной воды составляет 190 литров, горячей – 130, и в итоге на человека в сутки в среднем приходится 320 литров.

Даже ночью, когда люди спят, наши насосы перекачивают канализационные стоки. В квартирах текут краны, бачки унитазов, потоки воды льются, не останавливаясь. В г.Гронинген потери воды составляют 4%, а в Липецке – 32%.

- Может в Европе экономят воду потому, что она дорого стоит?

- Средняя цена холодной воды в Нидерландах в переводе на наши деньги – 60 рублей за куб, а в Липецке для жителей частного сектора 1 куб стоит 16 рублей. Да, голландцы ежегодно платят за воду по 300 евро (12 000 руб.). Но, простите, средняя зарплата в этой стране около 2500 евро (100 тыс. рублей). На мой взгляд, всё заключается в культуре потребления. В сознании наших людей нет ещё понимания, что воду надо экономить. Притчей во языцех стала история о липецкой бабушке, которая не может заснуть без текущего крана, шум воды в ванной стал для неё релаксацией.

- У нас в Липецке небалансы по холодной и горячей воде составляют свыше 400 млн. рублей. А у них?

- В Голландии нет понятия «небалансы». У них всё, что потребляется, обязательно оплачивается. В частных домах это делается в соответствии с индивидуальными счётчиками, а в многоквартирных – общедомовые показания расписывают управляющие товарищества. При этом нет единой методики, товарищества сами решают, кто из жильцов и сколько должен заплатить за места общего пользования. Даже если к кому-то приезжают гости, их пребывание в квартире может также учитываться. - А магнитики на счётчики там ставят?

- Голландским энергетикам можно позавидовать - они не знают, что такое воровство энергоресурсов. Это мы у себя, например, в электроснабжении вынуждены внедрять дорогостоящую дистанционную систему, чтобы в режиме он-лайн снимать правильные показания электросчётчиков. Мера вынужденная. В Липецке только за прошлый год украдено электроэнергии на 25 млн. рублей. Но в Голландии внедрение таких систем, в частности, по воде, газу, считается дорогим и ненужным удовольствием.

Там веками складывался другой менталитет. Вечером, прогуливаясь по Гронингену, мы удивились, что в домах на окнах нет штор. Видно - семья обедает, смотрит телевизор, принимает гостей. Оказывается, это повелось с давних времён, когда сборщики налогов ходили и заглядывали в окна: что у тебя на столе, каков достаток в семье, все ли налоги платишь. В Гронингене нет роскошных вилл, помпезных зданий, всё очень скромно и просто. А по утрам на улицах множество румяных, стройных велосипедистов, которые направляются на работу.

В отличие от нас обслуживающий персонал компании, которую мы посетили, никогда не работает после 5 часов вечера и тем более в выходные, праздничные дни. У всех специалистов пейджеры, что дешевле сотовой связи, а организация работ такова: приходит сигнал ответственному работнику, он открывает ноутбук или планшетник, оценивает картину на объекте, принимает решение. Если нужно, выезжает. Возле его дома стоит шикарный микро-автобус марки "Мерседес", в котором есть всё: от сапог и спецовки до запасных частей, насосов и необходимого инструмента. Есть джипиэс-навигатор, в ноутбуке все схемы сетей. Он автономен, приезжает, делает переключение или отключение и едет дальше. А утром устраняется авария. К слову сказать, у них на 285 человек, работающих в компании, приходится 550 компьютеров. Есть станции, где люди не всегда присутствуют, но компьютер стоит. Работа всех технологических агрегатов полностью автоматизирована.

- То есть на водозаборах, подкачивающих станциях нет людей, а лишь охрана?

- Я не уверен, что в ночное время там есть охрана. Они закрывают скважину, опечатывают и считают, что этого достаточно. Мы побывали на одном из водозаборов. Никакого бетонного ограждения, проволоки-ягозы, никаких охранников, как у нас, с автоматами, у них нет. Дежуривший днём мужичок, выдал нам каски, калоши с металлическими носами, а потом, раздвинув решётку, выпустил через дыру в заборе, который легко можно преодолеть.

- Ну, хоть долги-то за воду у них есть?

- 91% голландского населения оплачивают счета своевременно, 8% - после почтового напоминания и 1% - после того, как отключат воду за неуплату. Здесь не практикуют обзвон должников по телефону, с ними работают государственные коллекторы. В Голландии, как по всей Европе, со стороны государства присутствует тотальный надзор.

- Какова схема оплаты за воду?

- За базисную берётся ваша оплата за прошлый год и, исходя из неё, вам делают начисления сначала за 1 квартал, потом за 2-ой и т.д. Но в конце года обязательно производится перерасчёт согласно приборам учёта. И тогда вы либо доплачиваете, либо вам тут же возвращают переплаченное.

В Голландии широко практикуется безакцептное списание денежных средств. При заключении договора житель указывает номер своего счёта (банковского, пенсионного, рабочего и т.д.) и даёт добро на списание денег без его распоряжения. В конце года, после перерасчёта по показаниям индивидуального прибора учёта, на ваш счёт либо переводятся, либо, наоборот, снимаются с него деньги. В Гронингене такой услугой пользуются 66% потребителей воды, 17% оплачивают воду по Интернету, остальные – как им удобнее.

- А кто собственник водной компании, которую вы посетили? Всё в частных руках?

- Отнюдь. Частного капитала в организации питьевого водоснабжения в Голландии нет. Это принципиально и закреплено действующим законодательством. В этой стране сейчас 10 водоснабжающих организаций, которые поделили между собой весь рынок. Что же касается Гронингена, где мы были, то его водная компания на 50% принадлежит муниципалитету города и на 50% муниципалитетам его провинций. Тарифы на воду устанавливают муниципалитеты.

- Съездили, посмотрели, сравнили не в нашу пользу, а дальше?

- А дальше не надо изобретать велосипеда. Мы четыре года бьёмся, пытаемся определить своё место, сравнить ЛГЭК с другими родственными предприятиями. Ничего не получается. А вот в Голландии широко развит бенчмаркинг. Это процесс оценивания и сопоставления. Открываешь компьютер и видишь данные по всем водоснабжающим организациям: кто по каким позициям впереди, кто отстаёт. Поезжай и учись, перенимай новое. Ничего подобного в нашей стране пока нет. Этот проект по опыту голландцев мы попытаемся реализовать совместно с РАВВ (Российской ассоциацией водоснабжения и водоотведения), которая представляет собой 70% централизованного водоснабжения России. К слову, в Гронингене открыто и доброжелательно ответили на все наши вопросы, показали всё, что мы хотели увидеть, за это мы очень благодарны нашим голландским коллегам.

- Простите, но Голландия – это другие условия, другие возможности, другой менталитет...

- Да, там какую насосную станцию не возьми – состояние труб идеальное. Используются самые качественные материалы: нержавейка, медь, латунь. Уровень монтажа очень высокий. У нас другая нормативная база, нет таких денег. Но те технические задачи, которые ставятся и решаются в ЛГЭК, они идут в одном направления с опытом голландского водоканала, где мы были.

Конечно, мы не можем сейчас позволить себе - сократить многочисленную охрану на наших 14 водозаборах, содержание которой заложено в тарифах для населения. Но мы должны понять, почему у них 5 000 км сетей обслуживают 285 человек, а у нас в комплексе водоснабжения на 1000 км сетей – около 500 работников? Как удаётся их компании эффективно заниматься эксплуатацией водного хозяйства, если нет в собственности ни одного экскаватора, подъёмного крана, а в штате нет своего программиста, даже сварщика?

- Как же они аварии устраняют? Зовут подрядчиков?

- У них широко развит аутсорсинг - это когда по договору выполнение определённых процессов они передают другим организациям. Выходит, им это выгодно. В нашем же понимании – быстрее сделаешь сам, чем кого-то дозовёшься, и ещё неизвестно, как они сделают. Но, может, есть смысл в том, чтобы изучить этот голландский опыт? Хочу заметить, что по результатам зарубежной командировки мы наметили ряд мероприятий, которые намерены выполнить.

- Вы не сказали о качестве воды в Гронингене. Как она по сравнению с липецкой, которой мы гордимся?

- Вода у них хорошая, вкусная, но в отличие от нас они не только гордятся, но и всячески рекламируют, продвигают её. На всех встречах подают в фирменных бутылках, а в муниципалитетах и в других организациях стоят кулеры с водой, взятой из-под крана.

Но нас больше заинтересовала их лаборатория контроля качества вод. У нас в ЛГЭК тоже хорошая лаборатория, пожалуй, лучшая в Центральном Черноземье. Но то, что мы увидели в Голландии, нас сильно удивило. Днём сотрудники отбирают пробы воды, а ночью роботы делают анализы. По некоторым позициям они имеют чуть ли не единственные приборы в Европе. Экспресс-анализ по микробиологии делают за 4 часа, в пять раз быстрее, чем мы. Токсичность воды определяют по траекториям движений водяных блох.

Следующий, 2013 год, будет годом российско-голландских отношений и сотрудничества. И мы планируем совместный проект с целью применения в работе нашей лаборатории европейских методик исследования качества воды.

Печать

Последние новости

Яндекс.Директ



подписка