Наверх
vorle.ru

Функция литературы — созерцание: Леонид Клейн о чтении в школе и не только

Литературовед поделился с нами своими мыслями.

Функция литературы — созерцание: Леонид Клейн о чтении в школе и не только

Леонид Клейн — российский филолог, литературный критик, автор лекций, ведущий телевизионных и радио программ. Основное его занятие — анализировать известные произведения мировой литературы, различные тексты, донося их до слушателя в новом формате, заставляя задуматься о тайных смыслах и посылах автора. Леонид Клейн больше 20 лет работал учителем литературы в школах, с 2009 года по сегодняшний день преподает этот предмет в РАНХиГС. Большинству российских любителей чтения он известен как ведущий литературной рубрики эфира радиостанции «Серебряный дождь».

Известный литературовед посетил Брянск, где выступил с лекциями перед школьниками, студентами и более взрослой аудиторией проекта PublicTalk. Задать пару вопросов Леониду Клейну удалось и корреспонденту ИА vRossii.ru.

Как вы приняли решение посвятить жизнь литературе?

Я рос в достаточно интеллигентной семье. В какой-то момент родители решили, что меня необходимо «спасти» от ничегонеделанья и повели во Дворец пионеров, чтобы записать там в какой-нибудь кружок. Мне было это не очень по душе, и я выбрал литературную секцию, где на вопрос «что у вас нужно уметь делать?» мне ответили «ничего». Именно там начался мой профессиональный путь. В кружке преподавали талантливые педагоги, которые смогли сделать то, что не получилось у учителей в школе — привить мне любовь к литературе.

Какое место, по вашему мнению, занимает литература в современном обществе?

Знаете, мне кажется, роль у литературы в современном обществе та же, что и много десятков лет назад. Конечно, сегодня появилось кино, которого раньше не было, другие формы информации. Но писатели продолжают писать романы, поэты - сочинять стихи, а читатели - читать. Механизм не изменился. Читает не так много людей, но без литературы общество не живет. Исследователи говорят, что сейчас чтение не так популярно.

Сейчас набирает популярность идея, что литература — один из видов бегства от реальной жизни, читать не обязательно и даже порой вредно. Как относитесь к этим утверждениям?

Это смешная точка зрения. Вся наша реальность — проекция книг, которые мы прочли или не прочли. Иначе какая может быть реальность у человека? Вам исполняется 18 лет, и что вы хотите? Успеха - такого, который был где-то описан. Романтической любви — той, которую вы где-то вычитали. Взрослый выбор, геройство — все это взято из литературы.

Человечество занимается не только созиданием, но и созерцанием. Эту функцию выполняет литература. Мы все немного созерцатели. Зачем? Не знаю зачем, просто потому, что в нас это заложено. А тот, кто не созерцает, тот ничего придумать не может.

Как вы оцениваете список книг, которые проходят в школе? Их достаточно?

Школьная программа слабое отношение имеет к литературе. Это то, что осталось нам от советского времени, а тогда это была некая идеологическая вещь. Другое дело, что тексты, несмотря ни на что, хорошие. Но этого, конечно же, недостаточно.

Нет смысла заставлять читать детей полностью романы. К примеру, если говорить о «Войне и мире», достаточно ознакомиться с первым томом и сказать, читайте дальше сами, это поможет вам во взрослой жизни.

Зачастую школьная программа, подход, существующий в образовании, не прививает любовь к чтению, а отталкивает от классической литературы.

Какие недостатки, по вашему мнению, имеет школьная программа по литературе?

Я считаю, основная проблема — система оценок. Литература должна быть для удовольствия, а не для отметок. Этот предмет должен быть добровольным, факультативным. Лишь это позволит привить любовь к чтению.

Что можете посоветовать родителям, которые хотят привить детям любовь к книгам?

Не солидаризироваться с учителями. Никогда не спрашивайте у ребенка, приходящего из школы, о том, какую оценку он получил. Вообще. Это запрещенный вопрос. Иначе вы занимаетесь насилием. Ребенок учится не для вас, а для себя. Сегодня школьная оценка стала орудием родительской манипуляции. А при этом «пятерки» и «двойки» не всегда объективны, педагоги порой некомпетентны. От ребенка необходимо отстать раз и навсегда по поводу оценок. Только тогда он приобретет самостоятельность и личную ответственность.

Но ребенок же может «забить» на успеваемость, скатиться на «двойки»...

Он может и станет «двоечником» на некоторое время. А потом ему это надоест, он выберет то, что ему нужно. Но иначе у него получается «школа нон-стоп». Образовательное учреждение и так не самое приятное для ребенка место, а тут он приходит домой, хочет отдохнуть, но возвращаются с работы мама и папа, и единственная тема для разговора - «что тебе сегодня поставили». Нам нужно стать друзьями ребенку, говорить о чем-то, что действительно важно.

Из современной литературы что советуете почитать?

Сегодня у нас достаточно прекрасных писателей. Алексей Макаров, Андрей Дмитриев, Евгений Водолазкин — те, кого лично читаю и могу посоветовать.

10 Обсудить vk 5 Обсудить telegram

Хотите читать наши новости раньше всех?

Новости из приоритетных источников показываются на сайте Яндекс.Новостей выше других

Добавить
Печать

Последние новости

Яндекс.Директ



подписка